Вулканизация резины: как пользоваться вулканизатором
Поврежденные резиновые изделия можно отремонтировать путем вулканизации. Суть процесса в том, что отверстие на поверхности предмета перекрывается заплаткой из сырой резины и подвергается обработке. В зависимости от температурного режима, вулканизация бывает холодной и горячей. Для работы в обоих случаях используется специальный инструмент — вулканизатор. Узнать подробнее, что такое вулканизатор, можно здесь.
Виды резины
Разновидности резины отличаются по твердости материала. Твердость резины определяется содержанием в ней серы. Чем больше серы, тем жестче материал.
Мягкая резина содержит от 1 до 3% серы. В ее основе лежит каучук. Он делает изделие более прочным, поэтому в автомобильных колесах в основном используют материал с низким содержанием серы.
В составе полутвердой резины более 3% серы, но менее 30%. Эта разновидность резины менее эластичная и упругая.
Для твердой резины характерно повышенное содержание серы — 30% и более. Ее также называют эбонитом. Использовать ее в производстве камер нецелесообразно — материал твердый и жесткий, напоминает пластмассу. Вместо этого эбонит используют при производстве аккумуляторов и в радиоэлектронике.
Методы вулканизации
Ремонт резиновых изделий происходит либо при низкой, либо при высокой температуре. Горячая вулканизация, в свою очередь, включает электрический и серный способы.
Холодная вулканизация
Холодный процесс не требует нагревания элементов пресса. От этого процедура длится дольше, чем горячая вулканизация. Подготовительные этапы у этих способов совпадают — поверхности изделия и латки обезжириваются и шлифуются. Затем на заплату наносится клей. Заплатка плотно соединяется с изделием зажимами. Прижатие при этом должно быть максимальным — слабый пресс не даст результата.
Горячая вулканизация
Суть горячей обработки — “сваривание” материала при высоких температурах. Пластины при этом нагреваются до 120-175 градусов Цельсия. Это сокращает время обработки шин и других прохудившихся резиновых изделий до 30-60 минут.
Электрическая вулканизация. При этом методе в мастерской используют вулканизаторы, а на дому заплатку можно прижечь электроплитой или утюгом. Устройство при этом подключается в розетку, а на дороге можно подключить прибор к аккумулятору авто.
Серная вулканизация. В основе метода — химическая реакция. Сера, присоединяясь к каучуку, создает прочные связи, поэтому заплатка надежно цепляется к изделию и герметично перекрывает прорезь. Прибегнуть к этому методу в домашних условиях не получится, однако оборудование автосервиса справится с этой задачей.
Как завулканизировать камеру сырой резиной своими руками
Заварить колесо на вулканизаторе несложно, но если устройства под рукой нет, устранить неисправность можно и своими силами. Для этого подойдет утюг или электроплитка.
Перед завариванием отверстия его нужно подготовить — обезжирить, удалить лишнюю пыль. Затем наложить заплатку на поврежденное изделие и прижать подошвой с нагревательным элементом.
При вулканизации электроплиткой на нагревательную спираль накладывают металлический лист, затем бумагу, и только после этого — сырую резину. Заплатку покрывают утюгом, а давление обеспечивают струбциной. Она зажмет закладку между нагревательными пластинами и “заварит” отверстие. Подобная конструкция — самый доступный вариант, если вы не знаете, как пользоваться вулканизатором, или у вас его попросту нет.
Плюсы и минусы видов вулканизации
Каждый из типов обработки резиновых изделий демонстрирует сильные и слабые стороны. Оба вида ремонта на 90% дешевле покупки нового колеса — один из существенных плюсов вулканизации.
Холодный способ дешевле, потому что не требует нагревательных элементов. Его минусы состоят в скорости — более, чем в 5 раз медленнее горячего метода — и ненадежности — метод не дает цепкости заплатки.
Горячий способ быстрее — в автосервисе не придется долго ждать. Заваривание отверстий тепловым потоком — надежный и безопасный вариант, потому что заплатка не прохудится и не отойдет по швам.
Принцип работы вулканизаторов
На данный момент существует три вида оборудования — переносное, настольное и напольное. Переносные вулканизаторы маленькие и подходят для небольших автосервисов и личного использования. На них можно чинить шины легковых автомобилей, но отремонтировать грузовую покрышку не удастся.
Настольные вулканизаторы крепятся на стол, поэтому требуют больше пространства. Они совершеннее, зачастую оборудованы таймером и датчиком температуры. Дороже, чем переносные, но это оправдано дополнительными функциями.
Напольные станки требуют много места, поэтому их приобретение оправдано для крупных автосервисов и шиномонтажей. Позволяют работать с легковыми и грузовыми шинами, сделаны из прочных металлов и оборудованы дополнительными устройствами по контролю за температурой, временем и давлением.
Разобраться в том, как работает вулканизатор каждого вида, несложно. В основе каждого прибора лежат три основных принципа — сжатие, давление, нагрев. Высокие температуры сплавляют кусок каучука с изделием, таким образом создавая единое прочное полотно.
Ручной способ
Ручное устройство удобно перевозить в багажнике. Его используют при ремонте мелких повреждений и проколов. Состоит из двух небольших нагревательных элементов, между которыми и помещаются изделие и заплата. Зажим происходит вручную, за счет винтовых механизмов, поэтому давления прибора для ремонта крупных пробоев будет недостаточно.
Вывод
Обработать шину при экстренном пробое можно ручным механизмом, но это временная мера. После повреждения следует сразу обратиться в автосервис и залатать покрышку на профессиональном оборудовании. Современные вулканизаторы проводят процедуру быстро и дают надежный долгосрочный результат.