Как правильно делать сход-развал на стенде?
Что такое сход-развал
Сход-развалом, или развал-схождением, называется угол наклона колёс на автомобиле. При “идеальном” сход-развале, передние и задние колеса установлены на ось перпендикулярно, образуя с ней угол 90 градусов. Относительно земли в таком случае колеса также расположены перпендикулярно.
Однако “правильное” развал-схождение не всегда выполняет свои задачи. В некоторых случаях допускается положительный или отрицательный сход и развал.
Зачем нужен сход-развал
Важно понимать, что сход и развал отвечают за разные углы наклона.
Так, схождение определяют как расстояние между передними и задними точками двух параллельных колес (передних или задних). Если расстояние между передними точками меньше, чем между задними, то такое схождение считается положительным. В обратном случае, схождение отрицательное.
Чтобы определить развал, нужно взглянуть на машину спереди. Если колеса (их верхние точки) наклонены “наружу”, то такой развал называют положительным. Если верхние точки колес “смотрят” внутрь, то речь идет об отрицательном развале.
Положительное схождение отвечает за стабильность машины при высокой скорости езды, а положительный развал можно встретить на грузовых авто — он помогает при нагрузке машины.
При отрицательном схождении машина лучше поддается управлению за счет быстрой реакции колес на руль. При отрицательном развале водителю проще управлять транспортным средством на поворотах.
Что такое кастер и зачем он нужен
Кастер (или кастор) — это угол установки управляемых колес (угол продольного наклона). В автомобиле колеса поворачиваются не вдоль оси, перпендикулярной поверхности земли (ее называют вертикальной осью), как кажется на первый взгляд. Колеса поворачиваются вдоль оси поворота, которая отклонена от вертикальной оси на 10-15 градусов. Этот угол между вертикальной осью и осью поворота и называется кастером, или углом кастера.
Как сход и развал, угол кастера может быть положительным или отрицательным. Положительный кастор — угол, при котором ось поворота направлена в сторону водителя. Если ось направлена “от водителя”, в сторону движения, то такой кастор называют отрицательным.
Как регулировать положение колеc
Для регулировки сход-развала мастера используют специальное оборудование — стенды. Сейчас используют в основном компьютерные стенды (3D, бесконтактные, инфракрасные), пришедшие на смену оптическим. Компьютерные устройства дают точный результат и позволяют избежать ошибок.
Перед тем, как приступить к работе, необходимо провести диагностику автомобиля. В первую очередь, проверить ходовую часть и давление в шинах. Мастер должен учесть состояние пружин подвески, поворотных рычагов, шаровых шарниров и пыльников рулевых тяг. Если диагностика выявила неисправности вроде смещения мостов, то их нужно устранить.
На что влияет развал-схождение
Неправильное развал-схождение приводит к ряду проблем:
- Изменение траектории движения автомобиля: на дороге автомобиль петляет, уходит в одну из сторон.
- Износ шин становится неоправданно быстрым.
- Заносы при торможении (при условии, что тормозная система работает без неполадок).
- Становится тяжело поворачивать руль даже при наличии гидроусилителя.
Эти проблемы возникают либо естественным путём (естественный износ деталей) или после сильных ударов в колесо. Если владелец попал в аварию или въехал в глубокую яму, нужно проверить развал-схождение на отклонение от нормы.
Какой выбрать угол наклона колес
Для каждой модели авто на этапе разработки определяются оптимальные углы наклона колес. Они зависят от вылета колес, ширины колеи, кинематики подвески, и других параметров.
В зависимости от того, для каких условий предназначена машина, инженеры решают установить положительный, отрицательный или “околонулевой” угол. Спортивным авто нужна высокая устойчивость на поворотах, поэтому подойдет отрицательный развал. Для грузовых машин положительный развал дает больше пользы.
Что будет, если не делать сход-развал
Специалисты рекомендуют регулировать развал-схождение раз в сезон. В России необходима частая диагностика из-за неровностей дорог и непредсказуемых погодных условий. Если вы живете в районе с ровным дорожным полотном, следует посещать автосервис каждые 20 тысяч километров для проверки сход-развала.
Когда регулировка сход-развала не поможет?
Если после процедуры регулировки авто тяжело поддается управлению, то проблему нужно искать в другой плоскости. Проще говоря, есть несколько причин, почему выставить верные значения сход-развала не получается:- старые и сгнившие силовые элементы
- деформация кузова, которую уже невозможно починить
- люфты в изношенных деталях подвески
- неестественная кривизна шины
Даже современные компьютерные стенды не смогут решить проблемы износа и изменения формы элементов авто. Поэтому стоит проводить своевременную диагностику на технических станциях.
Выводы
Регулировка сход-развала — часть общего обслуживания автомобиля. Она необходима для того, чтобы снизить риски повредить машину или пострадать в аварии. В 2022 году компьютерные стенды помогают выстраивать точные углы наклона колес, исключая ошибки в измерениях. Поэтому процедура занимает 1-2 часа времени вместо целого дня.